«ЮРЮЗАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
456120 Челябинская область, г. Юрюзань, ул. III Интернационала, 55
8 (35147) 5-56-15
spo.yutt@yandex.ru

Интервью с педагогом, спортсменкой и просто красавицей

23 мая 2023 г.

Интервью с педагогом, спортсменкой и просто красавицей
Шабанова Юлия Михайловна
Собираясь написать об одном из молодых педагогов нашего техникума, я попросила ответить на несколько вопросов Юлию Михайловну Шабанову.
Юлия Михайловна закончила Южноуральский государственный университет с красным дипломом и получила специальность «Педагог по физической культуре» (специализация «Реабилитация»).
Она совсем недавно работает у нас, но уже успела стать своей, стать центром притяжения для студентов, стать источником массы положительных новостей. Ну, кто же откажется порадоваться за наших мальчиков, или девочек, или учителей победивших, или ставших призёрами, или просто принявших участие в самых разных соревнованиях. И мы все радостно «лайкаем» очередное сообщение, пишем под фотографиями «Молодцы! Красавцы!». А ведь это колоссальный труд, масса времени и огромный организаторский талант. А ещё очень ответственное отношение к работе и, конечно, любовь. Любовь к людям и к спорту.
Юлия Михайловна так искренне и очень подробно ответила на заданные вопросы, что мне не захотелось ничего менять в этом интервью.
Когда Вы захотели стать учителем?
Когда была воспитанницей в детском саду – в нашей группе был мальчик с ограниченными умственными способностями. Его звали Паша. С ним никто не хотел играть, ему никто не помогал. Мне было за него обидно. Жалко его. Поэтому я старалась всегда ему помогать, брать его в общие с ребятами игры. Однажды я завязывала ему шнурки (он не умел) и он сказал: «Я никого не люблю, а Юлю люблю». И в моем детском сознании уже тогда поселилась мысль о том, что помогать людям – это очень важно и очень ценно. Я, вообще, с детства борец за справедливость. С детства не принимаю жестокость. Не люблю, когда в обществе есть «изгои». В старших классах я узнала, что есть такая специальность, как «реабилитолог». Изучила, что это такие люди, которые помогают социализироваться, жить людям, в том числе детям, с ограниченными возможностями. В институте нас научили работать с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями.
И в течение всего обучения я утвердилась в мысли, что хочу работать с детьми: со здоровыми или с ограниченными в физических возможностях, хочу им помогать, хочу, чтоб они жили полноценной жизнью и были здоровыми.
Что самое первое Вам запомнилось из работы преподавателем?
Самое интересное, что начало работы преподавателем я запомнила именно тогда, когда пришла работать в техникум.
До этого, когда начинала работать в школе, все как-то плавно перешло от прохождения практики в институте к преподаванию. Помню, что в младших классах дети смотрели на меня, как на маму, как на старшую сестру. Их детские глаза, полные наивности, искали во мне защиту, опору. С ними было интересно. Их интересно было учить чему-то новому. Приятно было смотреть на их радость, когда у них что-то получалось лучше других. От маленьких детей очень много отдачи. Своими победами и радостями они давали сил быть лучше, совершенствоваться, делать уроки интересными.
Со студентами все по-другому. Хорошо помню свою первую пару. Я тогда еще вела дисциплину «ОБЖ». Помню все до мелочей, даже во что я была одета. Очень волновалась, пришла в аудиторию за 15 минут до пары, все разложила, подготовила лекции и ждала. И вот зашла группа ТА-307. Группа, где одни юноши. Уже взрослые юноши. Мне повезло, это одна из самых дисциплинированных групп в техникуме. Первое, что я запомнила – это оценивающий взгляд. Встретили, так сказать, «по одежке». И именно в этот момент я поняла – преподаватель должен быть примером и образцом во всем: от внешнего вида и манеры речи, до профессиональных качеств. Первые полчаса были сложными. Нужно было понять, как правильно выстроить с ними общение, чтоб одновременно заслужить и авторитет, как педагога, и расположение к себе. Прошло все не идеально, конечно, но хорошо. На следующих занятиях было уже проще. После нескольких недель работы со студентами я поняла, что это моё. Мне это нравится.
Был ли в Вашей педагогической деятельности наставник?
У меня есть наставник. К большому счастью им оказался педагог с многолетним стажем Хальзова Любовь Петровна. Я не знала, как вести документацию, как лучше выстроить урок. Ведь работа в школе, где урок 45 минут и работа в техникуме, где пара – 1,5 часа – это совершенно разное. Любовь Петровна настолько доступно все объясняла, что очень скоро в моей голове все встало на свои места. Ни разу я не услышала от нее фраз, что у нее такой большой опыт, поэтому слушай только меня и делай как я. Любовь Петровна всегда подходила ко мне «по-дружески», по-доброму, находила такой подход и стиль общения, при котором я научилась всему легко. Я никогда не боялась к ней подходить, даже по самым, казалось бы, глупым вопросам. Я и на сегодняшний день многому у нее учусь: наблюдаю за ней, смотрю, как она ведет себя со студентами. Ведь все студенты ее любят, любят ее предмет – значит, она все делает правильно! Очень многому у нее учусь в плане общения со студентами.
Чему должен учиться современный учитель в первую очередь?
Я считаю, что современный учитель в первую очередь должен учиться пониманию и терпимости. Все люди разные. В каждой группе есть свои лидеры, «хорошисты», «непослушники» и т.д. С кем-то работать очень просто, с кем-то, кажется, работать невозможно. Но, когда я начинаю вне пар спрашивать у студентов о семье, о друзьях, об их жизни в целом, то многое встает на свои места. Начинаю понимать, например, что за их агрессией в некоторых моментах, за их нежеланием что-то делать стоят чаще всего проблемы в семье. Пытаюсь найти способы, чтобы они сами захотели учиться чему-то. Чтобы на моих парах они чувствовали, что они многого могут достигнуть, благодаря своим усилиям.
Бывает, конечно, что студенты не слушают и не слышат меня. Вот тогда просто необходимо терпение.
Что самое приятное в работе учителя? А самое тяжёлое?
Самое приятное для меня – это эмоциональная отдача от студентов. Когда они обращаются ко мне с какими-либо вопросами, с просьбами. Когда просто приходят ко мне и делятся чем-то важным, просят совета. Для меня это высшая степень доверия и уважения. Когда вечером иду со своей дочерью по нашей главной улице, и каждый второй подросток мне говорит: «Здравствуйте, Юлия Михайловна!», машут руками, даже с противоположной стороны улицы – мне очень приятно. А дочь всегда гордо спрашивает: «Мама, это твои студенты?». Да, это МОИ студенты!
Самое тяжелое для меня – найти в себе внутренние ресурсы, когда ты очень устала, когда у тебя большая нагрузка и много-много дел вне занятий, для того, чтобы студенты даже не думали о том, что моя усталость и мои проблемы отражаются на них.
Ну, и в современной системе образования очень тяжело все успевать. Очень много бумажной работы, которая отбирает очень много сил. Очень много приходится работать в сфере всевозможных интернет-опросов, различных голосований, регистраций на сайтах и т.д. Ругаем студентов, что они постоянно в телефонах, а со стороны выглядит так, что в телефоне всегда мы, хотя мы там работаем.
Что помогает вам проявлять терпение в общении с теми студентами, которым Ваш предмет «до лампочки»?
Мне помогает юмор. С такими студентами пытаюсь отшутиться и не принимать все близко к сердцу. Когда совсем «накатывает», то представляю, что вечером я буду дома, с семьей, которая тебя ждет и любит, и становится легче.
Что делать с теми, кто не любит физкультуру?
Я прекрасно понимаю, что физкультуру любят не все. И это нормально. Анализирую свой круг общения, свою семью, друзей. Некоторые никогда не любили и не любят заниматься спортом. И от этого они не становятся в моих глазах хуже. Они хорошие люди.
На своих занятиях я таких студентов пытаюсь привлечь в командное соперничество, в командные игры. Очень часто у них есть скрытые таланты, о которых они и сами не знают. И когда их хвалят свои же одногруппники, или они видят, что благодаря им команда выиграла – они начинают приобщаться к занятиям.
Если же и этот способ не помогает – я пытаюсь найти альтернативные занятия: кто-то просит письменное задание, кому-то предлагаю поиграть в шашки, в дартс. Сначала они делают это неохотно. Но, потом входят в азарт, у них начинает что-то получаться, и они уже сами перед занятиями стоят у двери и просят дать им шашки, шахматы, дротики. А еще многие очень любят вести счет при командных играх. Сначала мы всей группой проводим разминку для общей физической подготовки, а потом «нелюбители» физкультуры расходятся по интересам. Я считаю, что это лучше, чем когда они просто сидят на лавочке со словами: «Я не хочу» или вообще не приходят на занятия.
Можно ли заставить полюбить спорт?
Любовь к спорту начинается с малых лет. Любовь эту прививает окружение и семья. Если ребенок в детстве проявляет интерес к какому-либо спорту, то именно семья и окружение, обычно, поддерживает его. Поддерживает своим примером, своей помощью. Ведь заниматься спортом – это непросто. Это требует большой дисциплины не только от самого спортсмена, но и от семьи. Ведь нужно правильно организовывать режим ребенка, подстраиваться под его тренировки, привозить - увозить его, материально обеспечивать, ведь некоторые виды спорта требуют больших затрат на инвентарь (хоккей, лыжи, например).
В возрасте наших студентов заставить именно любить, наверное, нельзя, а вот заинтересовать можно! Личным примером и примером таких же студентов. Очень часто бывает так, что студенты старших курсов своим примером «подтягивают» в спорт первокурсников. Но подтягивают не разговорами, а именно результатами. Когда студенты видят, что их друзья активно участвуют в различных спортивных мероприятиях, выезжают на соревнования, на сборы, занимают призовые места – все это служит отличной мотивацией для занятий спортом. Иногда студента нужно один раз наградить – и он будет готов заниматься и улучшать свой результат. Именно поэтому мы постоянно проводим различные спортивные соревнования, участвуем в соревнованиях города, района и области. И обязательно награждаем. Обязательно! На общих линейках, с вручением грамот и призов. Без этого нельзя. Ребята должны получать аплодисменты, должны видеть, что они достигают важных результатов! Все эти грамоты и призы дают ребятам силы для тренировок! Они должны видеть, что спорт – это жизнь! Веселая, активная жизнь!
В нашем техникуме отличной мотивацией служит то, что по некоторым видам спорта (народные игры, волейбол, мини-футбол) финальные областные соревнования проходят в летнем лагере «Бригантина» на озере Увильды. Студенты выезжают туда на 4 дня. Весь год они тренируются, чтоб выиграть зональные соревнования и поехать на областные. Для студентов жить в лагере 4 дня – это незабываемое время.
Ну, и поддержка. Без поддержки со стороны педагога, семьи, друзей никуда. Иногда у кого-то нет формы, не отпускают с занятий. Тогда мы все собираемся, вместе думаем и обязательно решаем проблему. Если студент хочет участвовать в соревнованиях – я делаю все возможное, чтоб он участвовал! Иногда кто-то не может сдать зачет, написать реферат, а без этого не уедешь на соревнования – на помощь приходят ребята из команды. Помогают сделать и закрыть долги.
Вы много времени проводите со студентами вне стен техникума. Как это влияет на отношения преподавателя и студентов?
Это помогает мне лучше понимать студентов, а студентам лучше понимать меня, и в целом преподавателей. Мы становимся ближе, лояльнее друг к другу.
Что Вам самой даёт физкультура? Чего не хватает?
Физкультура дает мне энергию. Дает понимание того, что активная жизнь очень интересная и насыщенная. Дело ведь не только в том, что я занимаюсь спортом. По роду своей деятельности я много общаюсь с активными людьми, со спортсменами, с тренерами. Это очень интересные люди. Очень целеустремленные, умные. Есть к чему стремиться и на кого ровняться. И еще – участвовать в соревнованиях – это непередаваемая атмосфера! Хочется окунуться туда снова и снова.
А еще физкультура дает мне ощущение «быть на одной волне» со студентами. Помогает быть «своей» в любой возрастной категории. Я легко могу пробежать 3 км со студентами (и они удивляются, что я так могу). Могу побегать и поиграть со своими детьми в подвижные игры. И я вижу, что мотивирую своих дочерей быть здоровыми и спортивными. Для них это уже норма. И это правильно. Я должна быть примером для них. Невозможно требовать от детей результатов и активности, если ты сама не такая. Я не заставляю их быть активными – они просто смотрят на меня, для них по-другому быть не может.
А не хватает мне свободного времени.
Как Вы храните все награды: грамоты, кубки, медали? Какая награда была самой высокой?
Для грамот у меня есть специальная папка. В этом году хочу сделать в своем кабинете «стену почета» - повесить туда свои грамоты и грамоты техникума. Студенты будут заходить, разглядывать и понимать, что достичь результатов можно всем и в любом возрасте.
Медали висят дома на специальной медальнице вместе с наградами дочери. У меня медалей мало, поэтому основная часть занята медалями дочери.
Самой большой наградой для меня оказалась медаль «Парижский полумарафон – 2022 г.». Для меня она была очень значимой, потому что я впервые после долгого перерыва пересилила себя и преодолела дистанцию в 5 км. Это небольшая дистанция, но для меня в том году это была победа над собой.
Помимо профессиональных знаний, что должен вынести из стен техникума студент?
Всем своим студентам я всегда говорю: «В этом мире главное не озлобиться. Главное оставаться человеком в любой ситуации. И начинать всегда нужно с себя».
Год педагога и наставника. Что это значит для Вас?
Я считаю, что год педагога и наставника – это еще одна возможность обратить внимание общественности на труд преподавателей.
К сожалению, труд преподавателя не сильно ценится и считается не очень почетным. Но, именно педагоги и наставники помогали, помогают и будут помогать становиться хорошими людьми и личностями! И чем больше людей это будут понимать, тем проще нам будет работать!

Наверх